Борьба с гордостью

    Гордость — самая губительная из всех страстей. Начало развития гордости — тщеславие и славолюбие. Покорность и послушание — наилучший учитель скромности. О родительской справедливости.
Самым ближайшим порождением самолюбия является страсть гордости. Гордость так тесно связана с самолюбием, так близка к нему по своим проявлениям, что является, как и самолюбие, источником всех пороков и страстей, началом, корнем всех грехов. В каждом грехе есть нечто гордостное.   
В наш век гордость — одна из самых распространенных страстей среди людей. И естественно, она весьма распространена в различных видах среди юного поколения.   
Гордость — самая губительная из всех страстей. Она погубляет всякую добродетель и всю жизнь человека делает нечистой, даже если человек имеет какие-либо добрые дела    538 . Нечист пред Богом всяк высокосердый , — говорит Писание (Притч.16:5).
«Нет никакой другой страсти, которая бы так все добродетели истребляла, лишала человека всякой праведности и святости и обнажала, как гордость, как главная какая и всегубительная болезнь», — говорит преподобный Иоанн Кассиан    539 . По словам святителя Тихона Задонского, «гордым заключается небо, и вместо неба ад определяется» 540 .
    Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4:6). Он праведным судом Своим отнимает благодать Свою от гордого, и тогда доступ к нему имеет сатана, дух гордый и злобный — сатана по причине гордости сделался из Архангела диаволом. Человек, оставшийся без благодати Божией, будучи слаб и удобопреклонен ко злу, удобно впадает во всякий грех. Таким образом, гордость бывает причиной множества других грехов. Священное Писание и святые Отцы свидетельствуют, что страсть гордости есть начало всех грехов и пороков (Сир.10:15; Тов.4:13) 541 .
Из гордости, как из некоего источника, проистекают следующие пагубные страсти и грехи.   
— Гнев и раздражительность, которые, в свою очередь, плодами своими имеют неприязнь, злопамятность, вспыльчивость, грубость, дерзость, немирность, мнительность, жестокость, очерствение души. От гнева — споры, обиды, ссоры, драки.   
— От гордости — тщеславие, властолюбие, высокомерие, надменность, зависть, соперничество. От этих злых страстей, особенно от зависти, — злоба, ненависть, злорадство, злые насмешки, осуждение, злословие, наушничество.   
— От гордости и тщеславия — многословие, пустословие, кощунство, неприличный смех и шутки, болтливость, легкомысленное остроумие и другие грехи языка.   
— От гордости — лукавство, притворство, ложь, обман и множество других грехов и пороков.   
Гордость не всегда легко распознать в ребенке. Это страсть, глубоко коренящаяся в сердце. Обычно ее можно распознать по некоторым внешним проявлениям в поступках ребенка. Вот некоторые признаки, по которым родители могут узнать, что в ребенке есть гордость.   
— Непослушание, упрямство, непокорность. Гордое дитя «начальникам и родителям своим не покоряется, ибо у гордых выя (шея) жестока и непреклонна»    542 . Они всегда хотят настоять на своем, на своих желаниях, все сделать по своей воле. Гордый не способен к отречению от своей воли и подчинению другим. Гордое дитя почти невозможно заставить попросить прощения.
— Гордый ребенок не почитает старших, дерзок с ними и непочтителен, груб и презрителен с младшими.   
— Гордое дитя не любит увещаний и наставлений, считает себя всегда правым, не сознается в проступках. Гордый вразумлением раздражается, крайне не любит обличений.   
— Гордый обидчив, спорлив, задирист, гневлив.   
— Гордому свойственно честолюбие, искание похвал и отличий в школе и среди сверстников. Гордый во всем хочет преимущества пред другими, любит выказывать себя в словах и делах, быть везде первым и на виду, желает, чтобы все его хвалили, на него обращали внимание — на его одежду, наружность, способности, успехи и т.п. Тщеславный человек все делает напоказ, чтобы видели другие и хвалили.   
Честолюбивое дитя страшно переживает неудачи в учении, ропщет, злобствует на наставников и учителей, злословит их и порочит, винит во всем других, соперничает и завидует успевающим, во всем стремится к первенству. Гордый не терпит над собой превосходства, поэтому обычными спутниками гордости бывают гневливость, соперничество и зависть.   
— У гордого много самохвальства. Он высоко превозносит себя и свои дела, любит много говорить о себе.   
— Гордость нередко проявляется в надменности, высокомерии и спеси в обращении с другими.   
— Гордый сверх меры и безрассудно самонадеян и самоуверен, в нем много своеумия и зазнайства.   
— Гордый, чтобы скрыть свои недостатки или свои проступки, лжет и лицемерит.   
— Гордый унижает слабых и беззащитных, кротких и смиренных не любит. Отсюда — презорство и глумление, насмешки и издевательства над другими. Гордый дерзок для нанесения обид, а к перенесению их малодушен.   
— Из-за своей заносчивости и неуживчивости гордый бывает в тягость сверстникам. Гордостью поддерживается вражда.   
Страсти побеждаются противоположными им добродетелями. Добродетель, противоположная гордости, — смирение. Только кротостью и смирением можно побеждать эту всепагубную страсть. Без смирения невозможна благочестивая добродетельная жизнь. Сам Господь    Иисус Христос заповедал подражать Ему в смирении и кротости: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф.11:29). Господь с особым благоволением взирает на человека смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Его (Ис.66:2).
«Сколько гнусна и мерзка есть гордость, столько благоприятно и любимо Богу и человекам есть смирение... Нет ничего так неприличного и непристойного христианам, как гордость, и ничто так не показует христианина, как смирение. От смирения познается человек, что он истинный есть ученик кроткого и смиренного сердцем Иисуса»    543 .
Началом развития гордости в детях обычно бывает тщеславие и славолюбие. Оно проявляется в том, что дети кичатся своей одеждою, нарядами, наружностью, своими успехами в школе, действительными и мнимыми добрыми качествами и преимуществами, слишком много думают о себе на основании богатства и высокого служебного положения родителей и др.   
Прежде всего скажем об одежде и внешнем виде детей. Когда дети получают новую одежду, то вполне естественна бывает радость, проявляемая ими; это чувство вполне естественно и невинно, коль скоро оно не переступает должных границ. Но нехорошо, если эти границы нарушаются, если дети слишком радуются, одеваясь в красивую одежду, или если они слишком заняты ею и свысока смотрят на тех детей, которые одеваются беднее и менее изысканно. Эта черта у них развивается большей частью по причине неблагоразумия родителей, когда последние стараются костюмы своих малюток чрезмерно украшать, когда они сами слишком много останавливаются своим вниманием на этих нарядах, обращают на них внимание и своих детей, заставляя их часто смотреться в зеркало и т.п.   
Благоразумные родители стараются приучать детей не к красивым и дорогим, но только к чистым и опрятным одеждам, так как к чистоте и опрятности детей следует приучать всеми мерами. Желание изысканно, щегольски одеваться появляется теперь у наших детей, по неразумному подражанию взрослым, очень рано. Надо с самого раннего возраста противопоставлять тлетворному влиянию окружения религиозную мораль: родители должны внушать своим детям, что пред любящим нас Богом изысканные наряды не имеют никакой цены, что Бог смотрит не на одежду, а на сердце; что дитя в бедной одежде, но с чистым, богобоязненным сердцем любовнее и приятнее Богу, чем то, которое имеет чистые и роскошные одежды, но не имеет чистого, благочестивого и смиренного сердца.   
Чтобы научить детей не придавать слишком большого значения нарядам, лучше и полезнее всего указывать им на то, что Младенец Иисус лежал в яслях и был повит простыми пеленками, и в Своем детстве, когда жил в доме бедного древодела старца Иосифа, Он тоже одевался скромно и бедно.   
Многие родители, даже в ущерб своему домашнему бюджету, задаривают детей, покупают им много дорогих игрушек, что также приучает их хвалиться пред другими детьми, которые не имеют таких дорогих вещей.   
Немало есть детей, которые гордятся своим прилежанием, своей благовоспитанностью, своими способностями, которые слишком много воображают о себе, если хорошо успевают в науках и т.д. Если дитя радуется своим успехам и считает для себя честью быть прилежным и успевающим в школе, то это еще не представляет собой ничего плохого, особенно если ребенок, под руководством родителей, с благодарностью будет относить свои успехи на помощь любящего нас Бога. Но это стремление к отличным успехам, если не будет охраняемо скромностью и мыслью о Божией помощи, может переродиться и перейти в страсть тщеславия, в пристрастие к почестям.   
Ребенок должен быть благочестивым, честным, прилежным и хорошо вести себя не для того, чтобы заслуживать похвалы, но, главным образом, потому, что этого требует Бог. И чем более ребенок растет, тем настойчивее и бдительнее нужно приучать его исполнять свои обязанности и делать добро из сознания долга, для Бога, а не ради похвалы от людей. Он должен избегать греха и всего злого потому, ч   то Бог запретил грех, а не из боязни порицания от людей и наказания.
Родители должны остерегаться, чтобы самим не насаждать в своих детях честолюбие и хвастовство, а это может случиться, если в присутствии родителей и других старших детям будет дозволяться вмешиваться в разговоры взрослых и в их дела, рассуждать о том, в чем они ничего не понимают. Еще больший вред от того, что родители хвалят в лицо детей за их прилежание, успехи, благонравие. А сколько встречаем неразумных родителей, которые по своей близорукости и родительскому тщеславию восхищаются при детях их остроумием, сообразительностью, знаниями и т.п., сколько здесь пищи для развития детского тщеславия и превозношения!   
Какие допустимы безвредные виды одобрения? Достаточным вознаграждением ребенку со стороны родителей за его верное исполнение своих обязанностей может служить ласковый взгляд, улыбка, признательное слово, краткое выражение удовольствия со словами благодарения Богу.   
Нельзя допускать, чтобы дети сами себя хвалили, много о самих себе говорили или чтобы заносчиво или неуважительно относились к учителям, наставникам и другим старшим, осмеивая и критикуя их, осуждая их поступки.   
Материальное и служебное положение родителей также может давать детям повод к превозношению: они слишком много думают о себе на основании богатства или более высокого общественного положения родителей. При этом свысока и пренебрежительно смотрят на своих бедных и невысокого происхождения сверстников, думают, что они сами по себе выше и лучше их, и вообще в обращении с другими грубы и дерзки. Чтобы наши дети не подверглись этому отвратительному пороку, надо приучать их быть одинаково скромными, вежливыми и ласковыми со всяким: богатым и бедным, знатным и незнатным; не дозволять им грубо и заносчиво обращаться со сверстниками, говорить колкие и грубые слова о других. Как можно раньше и чаще следует внушать им, что Бог взирает не на деньги и высокое служебное положение, но на добродетель и честность. Особенно надо говорить им об Иисусе Христе, Который происходил не от богатых и знатных родителей: отец его был плотник и Мать — из бедного рода. Затем указывать им на пример злых ангелов, на прародителей в раю, на то, до чего довела их гордость, как строго наказывал их Бог и как скоро гордость приводит к падению. Вместе с тем надо внушать и то, как приятна Богу добродетель смирения и послушания, как Он возвышает смиренных, что можем мы видеть на примере Пресвятой Девы Марии и других святых. Но как на высший образец смирения и всех других добродетелей нужно указывать на Спасителя, Который Сам о Себе сказал:   научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф.11:29).
Особенно важно приучать детей с раннего детства к послушанию и беспрекословному исполнению родительской воли, ибо почтение к родителям, покорность и послушание есть наилучший учитель скромности, первейший признак смирения. Если Господь благословит несколькими детьми, то родители должны одинаково любить и заботиться обо всех, не давая никому из них никаких преимуществ. К прискорбию, есть родители, которые оказывают одному из детей преимущество перед другими или за красоту, или за лучшие способности, или за то, что характером или наружностью в отца или в мать, и нередко дети, менее способные или имеющие какой-либо недостаток терпят пренебрежение и насмешки от своих семейных.   
Таким отношением родители убивают все доброе в обижаемом ребенке. Чувство справедливости сильно развито в детях: они очень чутки ко всякой неправде, и сильно возмущается ею их нежная, чистая душа. Предпочтение одного ребенка другому ожесточает, возбуждает зависть, озлобление, скрытность и многие дурные наклонности; портит и самого любимца, располагая его к себялюбию, гордости, капризам, неуважению прав других и привычке требовать от каждого услуг и исполнения только его желаний. Родители должны равно любить своих детей, ибо Господь Иисус Христос всех равно оживотворил, всех наделил видимыми и невидимыми дарами и всех благословил с равною любовью.   
«Христианские родители! Если вы хотите иметь послушных и покорных детей, подавляйте в них гордость на самых первых порах ее проявления, ибо гордые дети бывают упорны и своевольны. Воспитывайте в них кротость и смирение, ибо смиренные и кроткие дети бывают покорны и послушны. Все вы хотели бы иметь и благодарных детей; так не давайте же развиваться в них гордости, ибо надменные гордецы бывают большей частью и неблагодарны. Но вы, без сомнения, хотите, чтобы ваши дети были вместе с тем и счастливы; так воспитывайте же их в смирении и кротости, ибо смиренный и кроткий человек всегда будет и мирен, и доволен своим положением, а довольный человек есть уже и счастливый человек. Наконец, все вы хотите, чтобы на ваших детях было Божие благословение и благоволение — так предостерегайте их от гордости, учите их и словом, и своим примером смирению, ибо    Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4:6)» 544 .





538    Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова, 9 // Творения. Т. 8. С. 66.

539    Иоанн Кассиан Римлянин, прп. О постановлениях киновитян, 12, 3 // Писания. С. 144.

540 Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве // Творения. Т. 2. С. 157.   

541 Тихон Задонский, свт. Слово о гордости // Творения. Т. 5. С. 209.   

542 Тихон Задонский, свт. Слово о гордости // Там же.   

543 Тихон Задонский, свт. Слово о гордости // Творения. Т. 5. С. 210.   

544 С.С. Беседы о воспитании детей. С. 103—104. См. также: C. 97—103. 

  


4935887195637358.html
4935936583868531.html
    PR.RU™