Структура книги

Предлагаемая книга поможет Вам понять Ваших учеников и воспитанников и принять их такими, какие они есть. Ее структура такова. Четыре первые главы посвящены описанию работы соответственно с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. В начале каждой главы помещена научная справка, кратко рассказывающая о происхождении того или иного термина, приводится его определение и информация о возможных причинах возникновения проблемы. Далее следует словесный портрет ребенка, воспитание которого связано с той или иной проблемой, даны рекомендации по выявлению этих детей, оказанию им помощи, а также по работе с их родителями. В каждую главу включена “Шпаргалка для взрослых”, которая может рассматриваться как резюме изложенного теоретического материала или как краткие рекомендации для педагогов и родителей. Затем идет подробное описание игр и упражнений, которыми можно воспользоваться, занимаясь с детьми. Пятая глава посвящена анализу рисунков детей с различными особенностями развития и поведения.

При создании книги мы использовали данные, приведенные в литературе, посвященной работе педагогов и психологов с различными категориями детей, результаты собственной работы и опыт наших коллег: Я. А. Павловой, И. В. Шевцовой, Л. В. Агеевой, Г. Д. Черепановой, Е. А. Васильевой, М. В. Луткиной, Т. Е. Першиной.

О программе “Сообщество”

В основу этой книги положены принципы, которые реализуются в рамках программы “Сообщество”, поэтому прежде всего мы хотели бы ознакомить Вас с этой программой.

Когда в группу детского сада, работающего по программе “Сообщество”, впервые приходит ребенок, его поражает обилие игрушек и их доступность.

Когда в группу впервые входят папы и мамы, они удивляются способу организации пространства: “Странно, детей много, а никто друг другу не мешает”.

Когда в группу впервые входит воспитатель, он, окинув опытным взглядом все вокруг, мысленно отмечает, где и какое занятие можно провести.

Когда в группу впервые входит психолог, он немеет от восторга. Обо всем, что имеется в группе, начиная от расстановки мебели и заканчивая содержимым каждого контейнера, мечтает каждый работающий с детьми психолог.

А если ребенок, родитель, воспитатель и психолог “погостят” в группе подольше, они, безусловно, поймут: здесь все делается для ребенка и вместе с ребенком.

Что же такое программа “Сообщество”?

В наше время никого уже не удивишь рождением еще одной образовательной программы. Однако выбор программы — это всегда большая ответственность и для родителей и для педагогов. Какая же школа, какая образовательная программа нужна нам сегодня? Многие годы педагоги из разных стран пытаются совместить и примирить два, казалось бы, противоположных понятия: “групповое обучение” и “индивидуальный подход”. И вот тут-то на помощь приходит программа “Сообщество”, которая учитывает как возрастные, так и индивидуальные особенности каждого ребенка. Для достижения этой цели используется целый ряд технологий, о них пойдет речь дальше.



Образовательная программа “Сообщество” (первоначальное название — “Шаг за шагом”) — Международный проект института “Открытое общество”, рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Это единственная в России программа непрерывного образования. Она ориентирована на детей в возрасте от рождения до девяти лет. В России реализуется с 1994 года. По этой программе работают 26 стран мира. В России — 20 регионов от Москвы до Владивостока. Все новые и новые участники подключаются к обучению в специально созданных центрах и начинают внедрять основные принципы программы “Сообщество” в своей работе. В настоящее время программа распространяется Российским фондом по развитию образования “Сообщество”, сетью его филиалов и учебных центров.

Философия программы основана на гуманистической идее о праве ребенка на собственный путь развития. Одна из ее главных целей — способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.

В связи с этим внедрение данной программы предполагает три основных направления:

индивидуализацию работы с ребенком;

предоставление ребенку свободы выбора;

вовлечение семьи в процесс воспитания.

Программа содержит ряд конкретных технологий, четкое следование которым позволяет добиться высоких результатов.

Так, в целях реализации принципа индивидуализации используется уникальная технология наблюдения и планирования. За каждым ребенком ведется целенаправленное наблюдение всеми взрослыми, которые с ним работают, причем — с обязательной письменной фиксацией. На основе этих наблюдений педагоги, учитывая сильные и слабые стороны ребенка, составляют индивидуальную программу развития каждого своего воспитанника или ученика, ставят ближайшие цели на день, на неделю и долгосрочные — на 2—3 месяца. Затем составляется “Карта группы” на текущую неделю, в которой, учитывая потребности каждого ребенка, воспитатели или учителя планируют индивидуальные занятия и занятия с малыми группами детей, имеющих сходные проблемы. Фронтальные занятия не проводятся вовсе.



Все пространство группы или класса поделено на Центры активности, количество и направленность которых зависят от возрастной группы. Например, Центр песка и воды, Центр настольных игр и математики, Центр изобразительного творчества, Центр кулинарии.

Каждое утро дети, придя в детский сад, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься. Групповой сбор — один из любимых “ритуалов”, принятых в программе. В это время дети сидят в кругу на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы. Затем педагог сообщает, что ждет их в каждом Центре активности, и они выбирают себе занятие по душе.

Дети быстро привыкают к такой форме работы, хотя на первых порах далеко не всем бывает легко прислушаться к себе и понять собственные потребности. Иногда дети испытывают затруднения не только при выборе вида деятельности надень, но, даже выбирая, что надеть сегодня. Возможность ежедневной тренировки этого навыка способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность, что, в свою очередь, пригодится им во взрослой жизни.

Внедрение принципа свободного выбора не создает никакого хаоса в группе. Напротив, использование определенных технологических ключей способствует воспитанию у детей самоконтроля и ответственности. Педагоги стремятся особым образом организовать развивающую среду в группе, наполнить каждый центр активности такими материалами, которые будут стимулировать активность детей и побуждать их к творчеству. Конечно, это можно сделать лишь на основании наблюдения и планирования, о которых говорилось выше.

Игровые центры становятся в некотором смысле экспериментальными лабораториями: детям разрешается брать любые материалы, размещенные в открытых контейнерах, и использовать их в соответствии со своими целями. Воспитатели и учителя выступают лишь в роли помощников ребенка. Так как программа предусматривает использование личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, дети и педагоги вступают в равноправное партнерское общение.

Главная цель педагога — способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ненасильственного обучения. Конечно, подобная система образования и воспитания окажется сложной для реализации, если внедрять ее будет только один педагог. Поэтому в каждой группе детского сада одновременно должны присутствовать трое взрослых (воспитатель, ассистент и помощник воспитателя), а в школе — два учителя. В роли ассистента могут выступать желающие помочь педагогу родители.

Вовлечение семьи в работу с ребенком — неотъемлемая часть программы “Сообщество”. Недостатка в волонтерах не бывает. Родители, видя, как много делается для их ребенка, какие результаты приносит реализация индивидуальной программы обучения и развития, составленной педагогами именно для их ребенка, сами предлагают свою по-

мощь. Да и для родителей делается немало. Тренинга, семинары, конференции, праздники, клубы, неформальные встречи — все это способствует рождению сплоченного коллектива педагогов и родителей.

Таким образом, благодаря программе “Сообщество”, дети приобретают доброжелательное отношение всех взрослых, навыки партнерского общения со сверстниками и педагогами, умение самостоятельно принимать решения; родители начинают лучше понимать своего ребенка и особенности его развития; педагоги повышают уровень профессионального мастерства, получая моральное удовлетворение от того, что педагогический процесс стал намного эффективней.

Работа по программе — это коллективная деятельность, поэтому в тех детских садах и школах, где она внедряется, создается сплоченная группа единомышленников, команда людей, которые стремятся к одной цели: помочь детям. И, естественно, программа не может быть реализована без психолога.

Технология программы построена таким образом, что в организации пространства и форм взаимодействия взрослого и ребенка заложено все необходимое для проведения коррекционной работы психолога с разными категориями детей.

Мы понимаем, что далеко не во всех детских садах и школах можно создать такие условия, однако рекомендации, которые мы приводим в книге, применимы в любом случае, самое главное — искренне стремиться помочь детям.

Успехов Вам!


4783976875881113.html
4784081560088160.html
    PR.RU™